Главная » Дерево

Стамески для резьбы по дереву




Резьба по дереву. Инструменты и материалы.

Прежде чем приступить к данной обзорной главе, необходимо уяснить особо меры безопасности! Любой инструмент резчика будь-то долото, стамеска и уж тем более нож по остроте можно сравнить с опасной бритвой, поэтому работая с ними необходимо соблюдать меры безопасности. Во время резки нужно расположить материал, так что бы ножом или стамеской можно было свободно работать, при этом исключив возможности попадания режущей кромкой по рукам. Стой же целью настоятельно не рекомендуется резьба с заготовкой на коленях. Для обрабатываемого материала должна быть своя поверхность (дощечка, или стол).

Резьба по дереву. как и многие хобби и профессии требуют вовлечение в процесс большого числа инструментов и материала. Сюда входят карманные ножи, специальные ножи, долота, полукруглые и прямые стамески, V-образные инструменты, и многие другие элементы оборудования необходимые для резьбы.

Инструменты – основа любого технологического процесса и в том числе такого творческого как резьба по дереву.

Нет ни какого универсального инструмента, который бы мог помочь Вам создать удивительную работу. Однако, обдуманный и мудрый выбор может облегчить и сделать приятными первые шаги по такому интересному занятию как резьба по дереву.

Часто бывает так, что число и стоимость инструментов для резьбы по дереву вначале просто пугает, однако, со временем вы поймете, что не все инструменты дорогие, и их число будет постепенно увеличиваться! Постепенно Ваше хобби сможет приносить доход и возможно перерастет в профессию.

Выбирая инструменты, старайтесь брать высокого качества, (и это не обязательно дорогие инструменты), вы извлечете в конечном итоге пользу из своего приобретения.

Базовый набор для резки может включать в себя несколько предметов, применяя которые вы сможете выполнить большую часть вырезки (порой и всю вырезку) эти предметы порой можно найти и дома (ножи для резьбы, надфили, стамески, ножовка по металлу, тиски среднего размера, наждачный диск, электродрель, различные сверла и бруски)

Нож для резьбы по дереву вначале можно заменить простым (но из хорошей стали). Качество стали можно проверить надфилем – он должен с трудом «брать» сталь, или скользить по ней. В последующем Вы можете сделать нож для резьбы самостоятельно из ножовочного полотна по металлу, или приобрести специальный нож для резьбы в магазине. Отличным началом могут послужит ножи фирм Narex, Kogatana, Flexcut, «Татьянка».

Плоские стамески – для начала, возможно, заточить плоскую отвертку, или напильник, или приобрести в магазине или строительном рынке.

Полукруглые стамески – профессионалы чаще всего используют полукруглые стамески для работы с материалом. В зависимости от степени закругленности стамески разделяются на отлогие, средние и круглые. В специализированных магазинах продаются как наборами, так и поштучно. Существует большое количество разнообразных форм полукруглых стамесок, применяемых для резьбы по дереву.

V- образные стамески - применяются там где работать плоской неудобно, а так же для резьбы треугольных и угловатых форм.

Существует множество разнообразны ложкорезов, клюкораз, долот и ножей, сведения о которых вы можете почерпнуть в специализированных источниках, если в серьез будете заниматься резьбой по дереву.

Хотя в наборе мастера количество инструментов порой превышает сотню, при выполнении простой резьбы часто обходится минимальным количеством инструментов. Так известный в Англии педагог по резьбе David Sabol в своей книге “Wood carving Basic” пишет, что использует в работе только необходимый минимум инструментов, так как большой выбор порой отвлекает от резьбы, при этом в этой же книге он оговаривается, что все новинки рано или поздно пополняют его коллекцию инструментов.

Для начинающих David Sabol рекомендует использовать не более 10 инструментов и постепенно оттачивать навык резьбы, начиная от простых форм переходя к более сложным.

Выбор древесины порой сложен. Каждый сорт древесины имеет свои плюсы и недостатки. Мягкие породы древесины липы, осины, березы легко режутся, однако поделки из этих сортов древесины легче забраковать неловким срезом или нажатием. Твердая древесина дуба, бука, самшита, красного дерева – сложнее поддается обработке и здесь возникает вероятность либо поломки инструмента, например при сильном нажиме, либо получения травмы в следствие все того же сильного нажима. В любом случае при выборе породы дерева необходимо учитывать многие факторы. Так размер поделки, ее форму, цвет, каким инструментом вы будете работать по дереву.

Береза. Древесина березы очень светлая, легко поддается резке как вдоль, так и поперек волокон, хорошо сверлится, из нее получаются хорошие поделки. Однако в резке не желательно использовать склеенные бруски березы, так как направления волокон будет разным, и поделка не будет казаться цельной. Древесина березы со временем может коробиться и темнеть.

Для контурной и прорезной резьбы может хорошо подойти хвойные породы деревьев. Широкое расстояния между годичными кольцами и мягкая древесина (ель, сосна) позволяют без особого труда наносить крупный орнамент. К недостаткам сосны и ели как и других хвойных можно отнести то, что при резьбе поперек хода годичных колец нож (стамеска) будет как бы скакать. Причина кроется в неравномерном распределении плотности древесины в кольцах.

Мастера резьбы часто используют осину и липу. Древесина этих деревьев мягкая, легко поддается резке во всех направлениях. Осина даже более доступна и долговечна. Хотя в ней больше сучков.

Начинающие могут пробовать резьбу на хвойных породах деревьев (ель сосна, можжевельник) либо использовать березу, липу, осину грушу хотя конечный выбор древесины остается за вами.

Приятной Вам Резьбы!

Поделиться материалом в социальных сетях:

Стамески для резьбы по дереву

Стамески для резьбы по дереву выбираются каждым резчиком индивидуально, в зависимости от нужных размеров инструмента, а также будущего его предназначения.

Немаловажную роль в этом деле играет и заточка стамески. Стоит отметить, что некачественно выполненная заточка инструмента будет служить причиной сокращения срока службы инструмента, а также невозможности многочасового его использования. Чтобы исправить положение, придется постоянно затачивать стамеску. Что касается процесса заточки, то его не рекомендуется осуществлять на весу, потому что нужный угол теряется и, соответственно, будут потеряны необходимые режущие качества инструмента.

Заточка осуществляется при помощи медленных, круговых движений. Чтобы заточить стамеску, используют специальный точильный станок, также можно воспользоваться деревянным бруском, к которому прикладывается инструмент всей своей поверхностью. Если говорить о повторной шлифовке, то она требуется для того, чтобы полностью исключить наличие заусениц. Внешнюю сторону инструмента полируют, причем можно обойтись и без заправочной пасты. При помощи доски, которая обтянута наждачной бумагой мелкой зернистости, производят правку стамески.

Толщина стамески будет зависеть от породы дерева, которое используется, а также от видов деревообрабатывающих работ (от пяти или же восьми миллиметров до двадцати-тридцати миллиметров). Для получения правильных геометрических форм используются стамески для резьбы по дереву, которые обладают закругленными лезвиями. Выпуклая режущая часть инструмента отлично подойдет для того, чтобы обработать впадины и пазы на поверхности, которая обрабатывается. Немаловажную роль играет также материал, который применяется при изготовлении стамесок. Так, например, дерево мягкой породы отлично подойдет для обработки осины, липы, тополя, а также ольхи. Твердые же породы предназначены для работы с дубом, яблоней и березой. Кроме того, наборы инструментов дополнительно укомплектованы специальными запасными резцами, которые предназначены для художественной, а также контурной резьбы. Однако, стоит сказать, что контурная резьба, если и применяется в чистом виде, то только для создания декоративных панно из дерева. В основном ее комбинируют с другими видами резьбы.

Что касается геометрической резьбы, то несмотря на простоту ее выполнения, а также небольшой набор инструментов, она дает возможность пользоваться приемами художественной резки, а также декоративного подхода при оформлении поверхностей из дерева. Наиболее разнообразной является плоскорельефная резьба, которая обладает множеством разных контурных, а также фоновых разновидностей. Если говорить о рельефной резьбе с удаленным фоном, то она, пожалуй, наиболее выразительная из всех имеющихся видов. В основном ее применяют в процессе отделки различных зданий общественного назначение, будь то библиотека, музей или же галерея. Прорезную резьбу можно выполнять и на деревянной поверхности, и отдельно, приклеивая ее затем к готовым изделиям.

Заточка стамесок для резьбы по дереву

Заточка стамесок для резьбы по дереву. Как точить стамески для резьбы по дереву. Стамеска и нож для рубанка. Решил я начать с заточки стамески и ножа для ручного рубанка. Это самое простое, что можно точить на Tormek. Приспособление для данного вида работ (SE-76) имеется в базовом комплекте. Стамеска и железка для рубанка тоже нашлись в моей «бездонной» кладовке. Кому-то эта процедура покажется скучной и не интересной.

Но я начну именно с нее, так как здесь можно подробнее показать подготовительные и промежуточные операции процесса заточки на Тормек, и в следующих частях я на них заострять внимания больше не буду.

Итак начнем. Такой вот незатейливый режущий инструмент я «выкопал» в недрах своей кладовки.

Такое выкладывать на всеобщий обзор не следовало бы, но ради эксперимента, думаю, можно. Эти инструменты применялись не по назначению – для демонтажа старого окна и зачистки оконного проема в железобетонной стене для последующего монтажа окна из ПВХ. В общем, прекрасно видно, что режущие кромки обоих инструментов «убиты».

Для заточки этих инструментов нам понадобятся: сам станок Тормек Т7 с установленными кюветом для воды и рабочим суппортом. Необходима так же оснастка, показанная на фото: оправка для заточки SE-76, приспособление для правки круга ТТ-50, двухсторонний камень SP-650, абразивная паста РА-70, угломер WM-200.

Подготовка станка к работе:

Станок устанавливается на крепкий и удобный по росту верстак или стол. Когда работы много, я предпочитаю работать сидя, для этого необходимы подобранные «друг под друга» сиденье и подставка под Тормек. В любом случае обязательно добротное освещение рабочей зоны. «Заправляем» Т-7 водой. Для ускорения процесса это лучше делать на включенном станке. Если стоит новый (250 мм) сухой круг, то на то, чтобы «напоить» камень и налить воды до необходимого уровня в кювете, уйдет 1,5 – 2 литра воды.

Если абразивный круг имеет неравномерный износ или биение рабочей поверхности, необходима его правка при помощи приспособления TT-50 (алмазный карандаш в оправке). В этом приспособлении имеется два «уха» с отверстиями под суппорт и вилка, которой ТТ-50 «цепляется» за резьбовую ножку суппорта. Чтобы ТТ-50 не выходило из этого рабочего зацепа, есть винт-«барашек», который надежно фиксирует всю конструкцию на суппорте. Итак, одеваем ТТ-50 через рабочие отверстия на суппорт, зацепляем вилкой за резьбовую ножку суппорта, фиксируем все это дело винтом-барашком. Суппорт для этого должен быть поднят достаточно высоко над камнем, чтобы ТТ-50 не упиралась в камень при надевании на суппорт. Можно при помощи рабочих винтов ТТ-50 выставить визуально алмазный карандаш по середине рабочей поверхности камня или над той частью абразивного круга, где диаметр наибольший (круг выработался так, что приобрел форму усеченного конуса). После этого включаем станок и начинаем опускать суппорт при помощи регулировочной гайки на резьбовой ножке суппорта. Стопорные винты на вертикальных направляющих суппорта в это время должны быть ослаблены. Как только алмазный карандаш слегка коснется круга, прекращаем опускать суппорт, отводим алмазный карандаш в сторону от рабочей поверхности круга. После этого опускаем суппорт еще на ½ -1 деления регулировочной гайки, фиксируем суппорт стопорными винтами в вертикальных направляющих и вращая, рабочие винты ТТ-50 начинаем рабочую подачу в сторону абразивного круга. Пройдя всю рабочую поверхность алмазным карандашом, надо выключить станок и осмотреть рабочую поверхность круга. Если вся поверхность покрыта канавками от алмазного карандаша, то правка круга закончена. Если есть «проплешины», то повторить операцию, опустив суппорт еще на ½-1 деление шкалы регулировочной гайки. Нельзя забывать вовремя ослаблять и затягивать стопорные винты на вертикальных направляющих суппорта. Во время правки круга не надо и переусердствовать – снимать слишком большие слои абразива. Быстро убывает диаметр круга, быстро изнашивается алмазный карандаш. А это стоит денег!

После правки круга вся его рабочая поверхность покрыта довольно грубыми канавками от алмазного карандаша. Эти канавки нужно сгладить при помощи двухстороннего камня SP-650. На включенном станке надо приложить SP-650 грубой стороной к рабочей поверхности круга и с некоторым усилием сделать несколько небольших продольных движений двухсторонним камнем. Полностью сглаживать бороздки от ТТ-50 не стоит – съем металла с ними идет интенсивнее. Да они и сами в процессе заточки сгладятся. Ну что ж, станок готов к работе! Можно и точить

Берем стамеску и зажимаем ее в оправке SE-76. Эта оправка позволяет зажимать затачиваемые инструменты под углом 90 градусов, не прибегая к помощи угольников. Для этого вставляем стамеску в приспособление и смещаем ее в правую часть («право», если мы читаем надписи на «шильдике» SE-76) и равномерно заворачивая два винта, зажимаем стамеску в оправке. «Вылет» стамески из оправки не стоит делать слишком большим. В данном случае жесткость - это хорошо!

Надеваем оправку SE-76 через отверстия на суппорт станка. При помощи регулировочной гайки на резьбовой ножке суппорта и угломера WM-200 выставляем необходимый угол заточки стамески. Как видно на фото, угол выбран 30 градусов. Нужно не забывать следить за второй шкалой угломера. После каждой правки круга надо следить за тем, чтобы установленное значение на шкале угломера соответствовало реальному диаметру круга. После того, как угол заточки выставлен, необходимо зафиксировать суппорт, затянув стопорные винты на его вертикальных направляющих.

Включаем станок. Начинаем «черновую» заточку. Делаем продольные движения формируемой РК стамески, так чтобы каждый край РК доходил до середины рабочей поверхности круга. Точим до тех пор, пока не получится четкая РК, а на обратной стороне РК по всей ее длине не появится четкий заусенец.

Снимаем оправку со стамеской с суппорта. Берем двухсторонний камень SP-650 и его гладкой стороной заглаживаем рабочую поверхность круга. В инструкции по Тормек даже указано время для этой операции 30-60 секунд.

Опять надеваем оправку со стамеской на суппорт и продолжаем заточку. Только теперь это будет «чистовая» заточка. Съема металла здесь почти нет. Стамеска, как бы скользит своей РК по рабочей поверхности круга.

Желательно подправить оборотную (заднюю) плоскость стамески возле РК. Для этого заглаживаем внешнюю торцевую поверхность круга гладкой стороной двухстороннего камня SP-650. Берем стамеску и прикладываем плашмя ее задней плоскостью к заглаженному торцу круга. Периодически отрываем стамеску от круга и смотрим, что получается.

Переходим к заключительной части заточки - доводке на кожаном круге. Сам круг необходимо намазать абразивной пастой РА-70. На одну доводку достаточно около 1 см пасты. Я просто наношу пасту на круг пальцем поперечными линиями с таким интервалом, чтобы хватило на всю окружность. Переустанавливаем суппорт из вертикального положения в горизонтальное. Надеваем оправку со стамеской на суппорт. Берем угломер WM-200 и устанавливаем необходимый угол доводки, относительного кожаного круга. На угломере необходимо предварительно выставить указатель диаметра круга в положение LA-220 (кожаный круг). После того, как нужный угол выставлен, фиксируем суппорт стопорными винтами на его горизонтальных направляющих. Делаем доводку.

Затем делаем доводку обратной стороны стамески. Для этого снимаем оправку с суппорта. Снимаем сам суппорт. И делаем доводку уже обычным ручным способом. Добиваемся полного удаления заусенца с РК стамески.

Заточка и доводка ножа для рубанка происходит аналогичным способом. Этот процесс я решил выложить в виде фотообзора со скудными комментариями. Железка эта досталась мне в наследство от отца. Сделана она из того еще полотна от мехпилы. Та сторона, где были зубья, немного завалена на наждаке. Поэтому мне не удалось добиться четкой прямолинейности РК, т.к. она тоже в этой части получается немного заваленной . Так что не судите строго После заточки стамески круг остался с заглаженной рабочей поверхностью. Необходимо загрубить его

Зажимаем нож для рубанка, соблюдая необходимый перпендикуляр.

Выставляем необходимый угол заточки. Фиксируем суппорт.

Подправляем заднюю поверхность ножа у РК на заглаженном торце круга.

Делаем доводку РК на кожаном круге в оправке и в суппорте под выставленным углом.

Делаем доводку обратной стороны РК ручным способом, освободив нож из оправки.

Источники: http://world-hmade.ru/masterclass/woodcarving_tools.php, http://hobbyblog.org/stameski-dlya-rezby-po-derevu.html, http://paromon.ucoz.ru/publ/lezvie_nozha/izgotovlenie_nozha/zatochka_stamesok_dlja_rezby_po_derevu/5-1-0-669


Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением